Ежедневный предрейсовый медицинский осмотр водителей промышленного транспорта

В пункте 4 новых Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 27.08.2018 № 553н указано, что

«В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки, материалов, и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Таким документом является Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

В этом документе указано, что:

«2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст.7031; 2013, № 48, ст.6165; № 52, ст.6986) (далее - ТК РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст.4873; 2013, № 52, ст.7002) (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

Водители промышленного транспорта, хоть выезжают они, или не выезжают за пределы территории предприятия, также подчиняются Правилам дорожного движения Российской Федерации. И в этих правилах есть требование по проведению обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров» водителей транспортных средств.

Это прямо указано в статье Закона № 196-ФЗ.

Что касается путевых листов.

Да, оформление обязателено, но дополнительно к нему сведения о проведенном предрейсовом медосмотре для водителя погрузчика или другого ТС должны быть занесены в соответствующий журнал у медработника.

См. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н:

«15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы.

В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью».

Дополнительные доводы по теме:

Смотрим ст. 213 ТК:

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счёт средств работодателя.

В п.1 ПОТ при эксплуатации промышленного транспорта, утв. приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н указано, что автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки являются напольным колёсным промышленным транспортом.

Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 2 устанавливает следующие понятия: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём; водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством).

Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Ст. 23 в этом же документе устанавливается, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в числе прочего обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Согласно Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н п.4 предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с п.6 Порядка, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Таким образом, законодательством РФ каких-либо исключений не предусмотрено.

Вывод:

Ежедневный предрейсовый медицинский осмотр водителей промышленного транспорта - обязателен.

Оставьте свои контакты и получайте оперативно новости и полезную информацию по обучению и охране труда