Новости по охране труда на 23.08.2024 года
22 Августа 2024
Вступлении в силу с 1 сентября 2024 года нормативных правовых актов, устанавливающих новые или актуализирующих действующие обязательные требования в сфере технологического надзора
С 1 сентября 2024 года начнут действовать значительные изменения в сфере промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2023 № 637-ФЗ и другими нормативными актами.Изменения по промышленной безопасности:
- Уточняется порядок продления эксплуатации зданий и технических устройств на опасных производственных объектах.
- Сокращается срок эксплуатации технических устройств с 20 до 10 лет при отсутствии документации.
- Вводятся индивидуальные требования промышленной безопасности при реконструкции и ремонте.
- Эксперты могут подтверждать квалификацию через профессиональный экзамен.
- Уточняются нормы по надзору, лицензированию и расследованию аварий.
Изменения по гидротехническим сооружениям:
- Упрощаются требования по эксплуатации гидротехнических сооружений.
- Вводятся новые федеральные нормы и правила, регулирующие безопасность и квалификацию экспертов.
- Уточняются требования к классификации гидротехнических сооружений.
Также вводятся новые правила по эксплуатации лифтов и подъемных платформ, актуализируются процедуры взаимодействия с застройщиками.
Ключевые нововведения
Изменения в сфере промышленной безопасности:
- Продление эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах: Теперь решение о продлении срока эксплуатации по истечении установленного срока будет принимать руководитель эксплуатирующей организации. Это решение должно основываться на положительном заключении экспертизы промышленной безопасности.
- Сокращение срока эксплуатации технических устройств: Если в технической документации отсутствует установленный производителем срок службы или сама документация недоступна, предельный срок эксплуатации сокращается с 20 до 10 лет. Для дальнейшей эксплуатации потребуется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
- Расширение применения индивидуальных требований промышленной безопасности: Ранее такие требования применялись только при строительстве и реконструкции. Теперь их можно устанавливать и при техническом перевооружении, капитальном ремонте линейных объектов.- Сокращение срока эксплуатации технических устройств: Если в технической документации отсутствует установленный производителем срок службы или сама документация недоступна, предельный срок эксплуатации сокращается с 20 до 10 лет. Для дальнейшей эксплуатации потребуется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
- Подтверждение квалификации экспертов: Эксперты в области промышленной безопасности смогут подтверждать свою компетентность не только через аттестацию в Ростехнадзоре, но и путем сдачи профессионального экзамена в рамках независимой оценки квалификаций (по закону № 238-ФЗ).
- Уточнение положений по надзору и расследованию аварий: Внесены изменения в законодательство, регулирующее государственный надзор, лицензирование и расследование аварий на опасных производственных объектах.
Дополнительные изменения в федеральных нормативных актах:
- Постановления Правительства РФ: Внесены изменения в правила организации производственного контроля, аттестации экспертов, а также подготовки и согласования планов горных работ. Утверждены новые требования к безопасности, отменены старые постановления и введены актуализированные нормативы.- Приказы Ростехнадзора: Внесены изменения в федеральные нормы и правила по безопасности на объектах, где ведутся горные работы, перерабатываются угли, используются подъемные сооружения. Уточнены правила проведения экспертизы промышленной безопасности и безопасности опасных производственных объектов.
Изменения в безопасности гидротехнических сооружений:
- Упрощение требований по эксплуатации: Исключена обязанность собственника гидротехнического сооружения разрабатывать и согласовывать правила эксплуатации с федеральными органами. Теперь эти вопросы регулируются новым типом нормативного акта – федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений.- Обязательная аттестация экспертов: Вводятся новые требования к экспертам, включая обязательную аттестацию и уточненные нормы по обеспечению безопасности.
- Классификация гидротехнических сооружений: Уточнены критерии классификации, что повысит точность оценки рисков и обеспечения безопасности.
Дополнительные меры по оптимизации разрешительной деятельности:
• Вводятся новые правила по организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Эти изменения регламентированы постановлением Правительства РФ и приказами Ростехнадзора. Также актуализированы процедуры взаимодействия с застройщиками и техническими заказчиками при осуществлении федерального государственного строительного надзора.Актуализация перечня областей аттестации:
• Введен новый перечень областей аттестации в сфере промышленной безопасности, гидротехнических сооружений и безопасности в электроэнергетике, который будет применяться с 1 сентября 2024 года.Нормативная база
Вступят в силу следующие нормативные правовые акты в области промышленной безопасности:Постановления Правительства Российской Федерации:
• от 29.07.2023 № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»;
• от 09.09.2023 № 1476 «О внесении изменений в Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности»;
• от 13.09.2023 № 1498 «О внесении изменений в Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых»;
• от 11.03.2024 № 282 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 315»;
• от 22.04.2024 № 520 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082»;
Приказы Ростехнадзора:
• от 08.12.2023 № 442 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы", утвержденные приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 520»;
• от 27.12.2023 № 485 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2020 г. № 428»;
• от 29.01.2024 № 27 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 ноября 2020 г. № 436»;
• от 20.02.2024 № 60 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. № 420»;
• от 22.01.2024 № 16 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461»;
• от 27.04.2024 № 142 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"».
Нормативные правовые акты, разработанные в целях реализации этого федерального закона, а также в рамках реализации проекта по оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности:
постановления Правительства Российской Федерации:
• от 31.10.2023 № 1825 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401»;
• от 02.11.2023 № 1843 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892»;
• от 03.05.2024 № 566 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
• от 04.05.2024 № 576 «Об аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений»;
приказы Ростехнадзора:
• от 21.02.2024 № 62 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»;
• от 08.05.2024 № 149 «Об утверждении федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"»;
• от 08.05.2024 № 150 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам безопасности гидротехнических сооружений»;
• от 08.05.2024 № 151 «Об утверждении федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений "Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"».
>>> Источник: официальный телеграмм-канал Ростехнадзора
Ограничение использования ненормированного рабочего дня
В настоящее время находиться на рассмотрении законопроект «О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня»
Цель законопроекта:
Законопроект направлен на установление более справедливого и прозрачного регулирования ненормированного рабочего дня. Он обеспечивает защиту права работников на отдых, снижает риск переутомления и улучшает условия труда.
Предложены следующие ключевые изменения в Трудовой кодекс РФ:
• Ограничение количества часов переработки: Законопроект устанавливает максимальное количество часов переработки в режиме ненормированного рабочего дня – не более 120 часов в год. Это ограничение вводится для предотвращения чрезмерных нагрузок на работников.
• Учет времени переработки: Вводится требование обязательного и точного учета времени, фактически отработанного работником сверх установленной для него продолжительности рабочего дня (смены). Это обеспечит прозрачность и позволит корректно рассчитывать компенсации за переработку.
• Увязка дополнительного отпуска с фактической переработкой: Законопроект предусматривает установление продолжительности дополнительного отпуска в зависимости от фактически отработанного времени сверх нормы. В отличие от текущей ситуации, когда дополнительный отпуск (не менее 3 дней) не связан с реальной переработкой, теперь этот отпуск будет прямо пропорционален количеству часов, отработанных сверх нормы.
• Исключения для руководящих должностей: Законопроект предусматривает исключение указанных положений для руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов. Это связано с тем, что учет времени работы таких сотрудников в неурочные часы затруднителен. Для них особенности применения ненормированного рабочего дня могут регулироваться учредительными документами, локальными нормативными актами или трудовыми договорами.
Контекст:
На данный момент, ст. 101 Трудового кодекса РФ определяет ненормированный рабочий день как режим, при котором работники могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленного рабочего времени. Однако законодательно не ограничено количество таких переработок, что создает риски для работников.В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем ст. 119 Трудового кодекса РФ предусматривает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 3 календарных дней), но его продолжительность никак не зависит от фактически отработанного времени сверх нормы. Таким образом, даже если работник ни разу не перерабатывал, он все равно получает минимум 3 дополнительных дня отпуска, что не всегда справедливо.
>>> Источник: Законопроект О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня
Изменения в порядок обязательного психиатрического освидетельствования
Минздрав РФ подготовил проект изменений в порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования для работников отдельных сфер деятельности. Проект направлен на устранение разночтений в действующих нормах, касающихся необходимости прохождения данной процедуры на основании результатов предварительных и периодических медицинских осмотров.Цель: Проект приказа направлен на упрощение и повышение прозрачности процесса прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Предлагаемые изменения должны исключить несоответствия в действующем законодательстве и упростить выполнение требований как для работодателей, так и для работников.
Основные изменения включают:
- Основание для направления на освидетельствование: Предполагается, что медосмотр работника будет проводиться на основании направления, выданного работодателем. Если в ходе осмотра у работника выявят признаки психического расстройства, его направят на обязательное психиатрическое освидетельствование для определения пригодности к выполнению определенных видов деятельности.
- Изменения в перечне видов деятельности: Из перечня видов деятельности, при которых обязательно психиатрическое освидетельствование, исключат деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Эти вопросы уже урегулированы другим нормативным актом, поэтому их дублирование признано излишним.
- Устранение правовых разночтений: Анализ правоприменительной практики показал сложности в толковании норм, регулирующих необходимость прохождения психиатрического освидетельствования на основании результатов предварительных и периодических медосмотров. Новый порядок уточняет обстоятельства, при которых требуется направление на освидетельствование, что поможет работникам, работодателям и надзорным органам однозначно определить такие случаи.
Документ планируется ввести в действие с 1 марта 2025 года.
>>> Источник: Проект Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" (подготовлен Минздравом России 29.07.2024)
Оставьте свои контакты и получайте оперативно новости и полезную информацию по обучению и охране труда