Как обеспечить сотрудников спецодеждой

Приобретение и выдача спецодежды

Приобретайте спецодежду с сертификатом соответствия или декларацией о соответствии требованиям технического регламента «О безопасности СИЗ» ТР ТС 019/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878.

Внимание: возьмите у поставщиков копии этих документов, они помогут подтвердить качество и надежность спецодежды при проверках.

Спецодежда должна соответствовать полу, росту, размеру сотрудника, а также характеру и условиям выполняемой им работы. Это указано в пункте 12 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).

Если профессии и должности сотрудника нет в отраслевых и межотраслевых типовых нормах, которые соответствуют виду деятельности организации, применяйте типовые нормы для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденные приказом Минтруда от 09.12.2014 № 997н. Если должности нет и там, применяйте типовые нормы для работников, профессии которых характерны для выполняемых работ.

Спецодежду можно брать во временное пользование по договору аренды. В этом случае за работником закрепите индивидуальный комплект с маркировкой. Сведения о его выдаче занесите в личную карточку учета и выдачи СИЗ.

 

Возврат спецодежды

Спецодежда – это собственность организации. Ее возвращают работодателю:

·         при увольнении работника;

·         при переводе в той же организации на другую работу, для которой спецодежда не предусмотрена нормами;

·         по окончании сроков ее носки для утилизации.

Такой вывод следует по смыслу статьи 212 ТК, пункта 64 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н.

После того как работник вернул спецодежду:

·         оцените ее пригодность для дальнейшего использования;

·         определите мероприятия по уходу: стирка, чистка, дезинфекция, ремонт и т. д.;

·         установите степень изношенности.

Оценку проводит уполномоченный работодателем сотрудник или комиссия по охране труда организации. Результаты фиксируют в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Внимание: если спецодежда пропала в местах хранения либо пришла в негодность, а срок ее носки еще не истек, выдайте работнику новую спецодежду или отремонтируйте старую (п. 25 Правил). Если сотрудник сам потерял спецодежду, повредил ее или не вернул при увольнении, взыщите с него причиненный ущерб в размере стоимости спецодежды с учетом ее износа (ст. 238, 246 ТК).

ВАЖНО: должен ли сотрудник сдавать СИЗ, срок носки которого истек?

 

- Да, должен.

СИЗ – это собственность работодателя, и у сотрудника нет права забрать СИЗ себе без разрешения работодателя, даже если срок носки СИЗ уже истек (ст. 212 ТК, п. 64 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н).

 

Учет спецодежды

Основной документ, в котором отображают использование спецодежды, – личная карточка. Ее можно заполнять в бумажном или электронном виде. Форма личной карточки утверждена Правилами.

Сведения о полученной спецодежде можно продублировать в журнале учета выдачи СИЗ.

Сроки использования спецодежды исчисляйте со дня ее фактической выдачи работникам. При этом в сроки носки теплой спецодежды включите время ее хранения в теплое время года.

Учет выдачи спецодежды можно вести в электронном виде – с помощью информационно-аналитических баз данных. Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. В этом случае вместо личной подписи работника укажите номер и дату документа бухучета о получении СИЗ (на котором имеется личная подпись работника).

 

Хранение и уход за спецодеждой

Хранение и уход за СИЗ работодатель обеспечивает за счет собственных средств. Нельзя перекладывать обязанность по уходу за спецодеждой на работника, например, выдавая ему средства для стирки.

Для хранения спецодежды оборудуйте специальные помещения (гардеробные). Требования к ним содержатся в Своде правил СНиП 2.09.04-87*, утвержденных приказом Минрегиона от 27.12.2010 № 782.

С окончанием холодов теплую спецодежду сотрудники сдают работодателю для организованного хранения до следующего сезона.

Работникам запрещено выносить СИЗ по окончании рабочего дня за территорию организации. Исключение: работы, на которых невозможно соблюсти данное условие. Например, лесозаготовки, геологические работы и т. п.

Если СИЗ неисправны или вышли из строя, работник сообщает об этом руководителю. Руководитель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставят отметку (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

 

Стирка и чистка спецодежды

Работодатель обязан своевременно производить химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. Для этого выдайте работникам два комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

Периодичность стирки и чистки спецодежды пропишите в локальном акте – Положении о СИЗ.

Организовать стирку спецодежды можно одним из следующих способов:

·         в зависимости от условий труда в структурных подразделениях установите сушилки, камеры, установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ. Порядок стирки СИЗ утвердите приказом;

если у работодателя нет технических возможностей для ухода за СИЗ, заключите гражданско-правовой договор со сторонней организацией.

Оставьте свои контакты и получайте оперативно новости и полезную информацию по обучению и охране труда